Блог экспертов

Поиграй со мной! Или Использование игр в работе с персоналом.

Видели ли Вы папу, который увлеченно собирает LEGO, даже когда сын устал?
Замечали ли, что даже серьёзные ТОП-менеджеры играют в шахматы, шашки, в радиоуправляемые машинки и самолётики?
Задайте вопрос взрослому, что подарить на День рождения. Вы услышите множество вариантов игр. Мой муж ответил – подари мне радиоуправляемый вертолёт.
В корпорациях сочиняют целые системы и порядки нематериальной мотивации. Руководители взывают подчиненных к ответственности, к соблюдению жестких корпоративных правил. Регламенты пишут на 300 страницах со скучными схемами. Как внимательно Вы читаете 300-страничные регламенты с множеством аббревиатур-названий подразделений? Если там есть весёлое название какого-нибудь отдела – уже читается лучше, правда?
Мы, взрослые, мало чем отличаемся от детей. Любой коуч Вам расскажет, как работать с внутренним взрослым, ребенком и скептиком. И в компаниях практически все методы направлены на работу с вашим внутренним взрослым и скептиком. Но вы точно знаете, что если что-то не получается или если Вы в чем-то победили – пожалейте или обрадуйте своего внутреннего ребенка!
Самый быстрый путь к человеку – работа с его внутренним ребенком.
В бизнесе это проще всего сделать с помощью геймификации и сегодня я поделюсь 4 практиками из своего опыта.
Эти методы увеличивали результат подчиненных мне команд в разы.
Лайфхак №1.
Квесты для команд продаж.
Если Вы хотите быстро увеличить результат – придайте задора командам в виде квеста. Это может быть движение по любому виртуальному треку, например, путешествие в какую-то страну, прохождение ряда препятствий, гонки на автомобилях или водных видах транспорта – любая Ваша задумка.
Проведя более 20 таких квестов, наступив на некоторые кактусы, я сформировала 8 правил, как организовать это мероприятие:


  1. Выбираем 1-3 KPI, которые хотим «прокачать»


  2. Выбираем сценарий трека. Например, гонки, когда команды будут пересаживаться с хромой лошади на телегу, потом на автомобили всё лучше и быстрее и едут к финишу. Например, борьба со злодеями (которые не дают выполнять KPI) или прохождение препятствий на пути к городу мечты.


  3. Воспитательная мера для отстающих. Мы знаем, что у сотрудников есть мотивация стремления и мотивация избегания. Как раскачать тех, кто не стремится к победе в игре? Придумать воспитательную меру для них.


В игре «Путешествие в Париж», где команды через несколько стран должны были попасть во Францию, мы отправляли отстающих в ссылку на остров Святой Елены. В игре «Зверополис», где звери – аватары пробирались к городу счастья – Зверополису через множество препятствий – воспитание проводилось в клетке с волками- горлодерами.
Отстающие знали, что по правилам игры им нужно будет позвонить руководителю, представить Action-Plan по проседающим направлениям. Кстати, «разбор полётов» во время квеста совсем по-другому воспринимается людьми. Мы вместе с ними идём к минимальному уровню, помогаем выйти из зоны неудачников. Руководитель воспринимается как помощник.


  1. Определяем критерии движения по треку (баллы), ставим минимальное пороговое значение. Сколько баллов будет набирать каждая продажа? Чтобы не допустить среднего результата по итогам акции, нам нужно определить минимальный уровень, необходимый для победы. Тогда все ниже минимального уровня подлежат воспитательной мере, а все, кто выше – имеют шансы на победу.


  2. Тематические призы для победителей. Игра запомнится и можно будет вернуться к памяти о тех звездных результатах, если на стене весь год будет висеть календарь с символикой игры и победителями. Если грамоты, которые получат победители, будут обращать на себя внимание своей необычностью. Афишы, блокноты с символикой игры сохранят звездный результат победителей и не дадут им спуститься ниже него после игры.


  3. Креативный запуск. Нет – скучным письмам. Картинки, разные цвета, крупный шрифт, яркая презентация. Это игра – и чем ярче и необычнее вы ее презентуете – тем лучше. Можете записать веселый видеоролик.


  4. Выбор участниками своих «героев», эмблем (вовлечение). Часть команд вовлечется сразу, а часть будет держать себя в образе взрослого «Придумали что-то непонятное…». Снять это можно просто. Когда человек начинает что-то делать – он психологически вовлекается в это действие.


Команды могут нарисовать себе интересные эмблемы. Могут выбрать аватаров, которых они будут вести по треку. Сделав это, ваши ребята готовы к игре.


  1. Регулярные итоги, рейтинги, применение мер (+) и (-). Зачем, собственно, мы всё это затеяли? Для увеличения результата кратно. Поэтому важно подводить итоги и рейтинги как минимум 2 раза в неделю. Отправлять всю информацию команде. Поддерживать лучших и применять меры к отстающим.


Лайфхак №2.
Помоги съесть лягушку коллеге, или как весело выполнять неинтересную работу.
Почти каждый может найти в своей работе какие-то неприятные моменты. Например, продавцы не любят делать отчеты. Сотрудники, работающие с клиентами, регулярно встречаются с недовольными, вымещающими негатив людьми. Сотрудники колл-центров постоянно работают со сложными ситуациями и претензиями.
Накапливаясь, такие моменты могут привести человека к решению покинуть эту должность. Как руководителю сохранить подчиненных?
Превратите эти моменты в игры.
Например, кто сегодня лучше решил сложную ситуацию? (получает виртуальную улыбку и копит их). Кто как сегодня поднял настроение клиенту? (получает сердечко) Кто сдал больше документов в архивы на этой неделе (кто выполнил цель – вешает цветок или мандаринку на дерево, нарисованное на ватмане). По итогам периода (неделя, месяц) выберите победителей и похвалите их на общем собрании, конференц-колле. Присвойте им какой-нибудь игровой уровень в своей должности.
Мало того, что вы уберете проблему неинтересного функционала, вы накопите целый сундучок решений сложных ситуаций и идей для всех сотрудников. Эти вещи станут бесценным опытом вашей команды, а новые сотрудники быстрее будут адаптироваться.

Лайфхак №3.
Лидерские встречи или Развитие компетенций в игровой форме.
Вы с коллегами заходите в обычный зал для совещаний. Играет музыка и на экране – видеоряд про космонавтов. На столах вас ждут тюбики с питанием космонавтов и звёздочки Космостарс. На стенах – галерея портретов космонавтов – героев и их высказывания.
Так я проводила Лидерскую встречу по развитию компетенции «харизма». Рассказ нескольких героев об их пути к победе. Поиск всей командой, чего нам не хватает, чтобы стать такими же. Эмоциональные идеи и реальный план действий с ответственными и сроками.
На входе в помещение Вас встречают футбольные мячи и люди в футбольной форме. Вам рисуют на щеках символику – Российский флаг. Каждый может сфотографироваться на фоне стены с изображением известных футболистов. Свистки, флажки, даже шоколад на кофе-брейке – в стиле футбола.
Презентация, где мы разобрали работу футбольной команды. Тренер – за пределами поля, команда несет ответственность за игру. Уходит один игрок – вся команда должна перекрыть его отсутствие. Выбывает вратарь – вся команда страдает. Каждый на своем месте несет полную ответственность за свой участок работы. Не выполнил один – пострадала вся команда.
Какие пробелы есть у нас? Что нам нужно сделать, чтобы «прокачать» ответственность? Эмоциональные идеи. Реальный план действий. Так я прокачивала компетенцию «ответственность» у своей команды.
Любую компетенцию можно прокачать в игровой форме. И это работает в сто раз лучше обычного тренинга или «запихивания» в голову людей морали.

Лайфхак №4.
В любой непонятной ситуации – играй. Настольные игры.
Сейчас, зайдя в любой магазин, вы найдете ряд игр для команды. В ходе проведения такой игры можно донести сотрудникам много важной информации. Люди открыты, люди принимают правила игры. Люди готовы слушать.
Приведу пример игры по развитию эмоционального интеллекта – Эмпатиум. Участники по очереди берут карточки с эмоциями и необычные фразы. Задача – показать фразу с той эмоцией, которая попала к Вам из колоды. Все, кто отгадал, получают вознаграждение – деньги-улыбки.
В ходе игры ведущий прорабатывает и методики распознавания эмоций, и их маркеры, и типы конструктивного поведения на работе, и внутреннюю и внешнюю референцию и много еще полезных вещей.
Помимо того, что сотрудники учатся распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими, в их голове остаётся четкое понимание, какое поведение нужно корпорации от сотрудника.
С помощью этой игры мы в том числе решали сложные корпоративные конфликты руководителей и подчиненных.
В каждой большой или маленькой компании есть регламенты. При этом, думаю, ни один из регламентов не запрещает Вам играть с Вашей командой.
Играйте на работе – и Ваши люди будут амбассадорами компании. Семьи Ваших сотрудников восхитятся вашему творческому подходу, когда за ужином человек будет вместо чего-то скучного о работе рассказывать об очередной игре или Лидерской встрече. Семьи помогут принять сотруднику решение в пользу Вашей компании в сложные периоды.
Используйте игры в создании регламентов – сейчас есть такие замечательные инструменты, как бизнес-визуализация и скрайбинг, основам которых можно научиться за пару дней.
Скучная информация с помощью методов бизнес-визуализации легко запоминается и остается надолго в виде яркого рисунка или схемы. Когда я отправляю итоги бизнес-совещаний в виде фото цветной схемы, все важные вещи моментально усваиваются любым сотрудником команды.
Еще больше идей для пробуждения творчества в команде я расскажу Вам в книге «Лайфхаки для руководителей», которая выйдет к концу года.